вторник, июля 14, 2009

451 градус по Фаренгейту (1966) - прижизненный памятник книге

Когда я еще подростком читал книгу Рея Бредбери, удивлялся его пророчествам. Главное, что мне запомнилось, наушники-ракушки, с которыми не расставалась жена главного героя. Сейчас наушники заменили очки шестидесятников, менявших зрение на приятное чтение. Наша молодежь меняет свой слух на любимую музыку, а зрение им уже испорченным досталось по наследству, компьютерные экраны и телевизор в детстве только усугубили ситуацию, но очки все равно не в моде, - контактные линзы сохраняют имидж здорового человека. Поэтому памятник Бредбери еще прижизненный, тогда еще читали, но западная культура первой перешла от "мнения" к заголовкам, от описаний к фотографиям и картинкам, от однообразных страниц с вереницами слов к красочным фильмам. Теперь эта чума повсеместна.
Но, возможно это всего лишь неизбежный путь цивилизации. Ведь бумага - прямой потомок египетского папируса. А на дворе - цифровой век. Все должно меняться. Конечно единицы сопротивляются, они создают фильмы типа Послезавтра или Чернильное Сердце (сначала книга) которые пытаться вернуть книгу на трон царства знаний, но интернет заменяет уже даже телевидение и мнение единиц - это не желание большинства, и все их попытки - как предсмертные конвульсии - заметны, но ни к чему хорошему не приводят а лишь констатируют приближение кончины.
Такое вот отступление. А что касается фильма - как и все английские художественные фильмы в нем есть что-то от документального кино и спектаклей. Незамысловатые декорации, простые диалоги, если бы фильм снимали в Советском Союзе, думаю, он не много бы отличался от западного. Кстати, понравилось, что в пламени пожарных будущего горели книги на русском языке и Достоевский в переводе. Значит там читали нашу культур в подлиннике. У нас то ее читали в самиздате или после цензурной обработки.
Главный герой нашел свое предназначение - он стал Эдгаром По. Может быть его потомки смогут стать самими собой.